В автобиографической хронике профессор Санкт-Петербургского университета рассказывает о происхождении свой семьи и фактах собственной жизни в городе Ленинграде до войны, во время блокады, на фронте, в послевоенный период. Период активной жизни ученого совпал по времени с эпохой социализма в России.
Книга представляет интерес для историков, социологов, биологов, этнографов.
А professor of St. Petersburg University in the autobiographical chronicle talks about the origin of his family and the facts of his own life in Leningrad before the war, during the siege at the front, in the postwar period. The period of active life of a scientist coincided with the era of socialism in Russia.
The book is of interest to historians, sociologists, biologists, anthropologists.
Признаюсь, что в это время для меня отвлекающим от больших нервных нагрузок было коллекционирование, как и в прежние времена. Однако, уже не только почтовых марок и монет, а и событий и встреч с интересными людьми, с крупными учеными – основоположниками новых научных школ и направлений.
Из встреч с интересными людьми вспоминаю беседы с Николаем Николаевичем Соколовым, который был заведующим кафедрой географии почв. В период летней практики в заповеднике «Лес на Ворскле» (пос. Борисовка Белгородской области) он поведал мне о том, как сменилась его фамилия. Был Яхонтов, стал Соколов. И как он участвовал в строительстве Беломорско-Балтийского канала. Поскольку эта история не совсем меня касается, как и следующая беседа с троюродной сестрой Леонида Ильича Брежнева Дорой Мироновной Брежневой, я на них не буду останавливаться подробно. Зато встречу и беседу с внучкой Дмитрия Ивановича Менделеева Катей Менделеевой я опишу подробно. Это меня касается, я – участник этого события, и даже сама Екатерина Дмитриевна тогда оставила на память свой автограф на серии почтовых марок и юбилейных конвертах, посвященных 100-летию Таблицы Менделеева (рис. 114).
Наконец, в 1991 году подошел новый этап, но уже не столько в моей личной жизни, сколько в жизни всего нашего государства – Союза Советских Социалистических Республик. Это огромное государство по воле нескольких бывших, что самое удивительное, больших начальников, одним росчерком пера развалилось на мелкие самостоятельные государства.
Начало лично моего нового этап жизни можно датировать 1992 годом, когда я принял решение отказаться от заведования кафедрой и подал на имя ректора заявление об уходе на заслуженную пенсию. На этом и моя научная деятельность на кафедре также прекратилась, а связь с университетом ещё продолжалась некоторое время в виде праздничных встреч с остатками ветеранов (рис. 115).
Рис. 115. 9 мая 2008 года.
Иду на встречу
ветеранов в Университет.
Годы бегут или, как говорил один наш студент-кореец Бен Хван, «годы летают, как стрела». Студенты растут. Я же помню их ещё первокурсниками.
Когда теперь встречаешь молодого академика, вспоминаешь, как он в твоей лаборатории осваивал физико-химические методы исследования почв.
Смотришь по телевизору выступление солидного ученого, специалиста-зоолога, и вспоминается она, Наташа Гергилевич, танцевавшая в день получения диплома об окончании университета, когда выпускники пригласили меня на прощальное кафедральное застолье.
Интересные события и совпадения случались в университетские годы. Так, однажды у меня из студентов дипломников образовался «фамильный» огород: Морковкина, Репина и Бурак. На факультете же какое-то время высшее начальство состояло из Тыщенко, Кащенко и Ещенко.
Память предоставляет нам возможность встречаться с теми, кто нам дорог, но кого уже нет рядом, или они стали совсем другими, взрослыми, солидными. Как сказочная машина времени, моя память оживляет моих родителей и превращает седеющего сына в школьника (рис. 116).
Рис. 114. Конверты с автографом внучки Д.И.Менделеева
Поскольку эта книга не содержит художественного вымысла, и, я бы сказал, представляет собой фрагменты исторических событий из моей личной жизни, то для достоверности и возможности проверки (уточнения) отдельных эпизодов имена всех персонажей, связанных с моей жизнью, я привожу без изменений.
Рис. 116. Клавдия Павловна и Павел Матвеевич
с внуком Павликом (моим сыном) в 1969 году.
Особо подчеркиваю, что на моем жизненном пути чаще всего встречались настоящие Люди с большой буквы, такие как Киселев, Свешников и другие. Более того, на том же пути меня постоянно сопровождала большая и многолетняя дружба, настоящая, бескорыстная, основанная не на каких-либо бумажных обязательствах или материальной зависимости.
Вот, например, какое трогательное стихотворение подарил мой однополчанин мне на 60-летие.
НЕ ГРУСТИ, СТАРИНА!
На груди – ордена, на висках – седина,
Позади – боевые походы!
Не грусти, старина, что украла война
Наши лучшие юные годы!
Снятся Днепр и Моздок, и тревожный гудок,
Снятся нам боевые тачанки…
Поезда – на восток, облака – на восток…
Мы – на запад под пули и танки!
В двадцать лет – седина, не грусти, старина:
Трудный век нам с тобою положен.
Нам твоя седина и твои ордена
С каждым годом родней и дороже!
На висках седина, но кругом тишина,
Пусть она никогда не взорвется.
В двадцать лет седина, но жива та страна,
Что Советским Союзом зовется!
Комментариев нет :
Отправить комментарий