Охотники за привидениями

УДК 94(470) + 929.5


Цыпленков В.П.
Эпоха.
Автобиографическая хроника.
– СПб, 2014. – 272 с.

В автобиографической хронике профессор Санкт-Петербургского университета рассказывает о происхождении свой семьи и фактах собственной жизни в городе Ленинграде до войны, во время блокады, на фронте, в послевоенный период. Период активной жизни ученого совпал по времени с эпохой социализма в России.
Книга представляет интерес для историков, социологов, биологов, этнографов.

В сети Интернет –
http://www.pzarch.h1.ru/epoch/

А professor of St. Petersburg University in the autobiographical chronicle talks about the origin of his family and the facts of his own life in Leningrad before the war, during the siege at the front, in the postwar period. The period of active life of a scientist coincided with the era of socialism in Russia.
The book is of interest to historians, sociologists, biologists, anthropologists.


Front cover

Оглавление


  1. От автора. Вместо предисловия
  2. Пророчество Иоанна Кронштадтского
  3. Наука и церковь
  4. Имена на обломках самовластья
  5. Смерть и жизнь
  6. О вере в Бога и Буку
  7. Саша Дорковская
  8. Охотники за привидениями
  9. Дом на Смольном
  10. Три источника знаний ребенка
  11. «Дворовые» дети
  12. Соучастник или свидетель?
  13. Школа
  14. Воспитатели отца
  15. Ловите миг удачи
  16. Художник Цыпленков и Смерть
  17. Военные потери мирного времени
  18. Весна 41-го
  19. Предчувствие беды
  20. Блокадная школа
  21. Коварство голода
  22. Ложь и плоть
  23. Спасение на переднем крае фронта
  24. Земная жизнь воздушной армии
  25. Операция «Багратион»
  26. Последний бой последней мировой войны
  27. Плюсы и минусы гражданской жизни
  28. Двенадцать коллегий
  29. Отцовство
  30. Встречи и расставания
  31. Лес на Ворскле
  32. Марки с Докучаевым и внучка Менделеева
  33. Моя семья и другие животные
  34. Генеалогическое древо
  35. Заключение

Замечу, что все наши детские религиозные представления вращались вокруг страшных событий, обязательно заканчивающихся смертью, которую приносили враги нашего Бога. Мы, дети, бога этого видели лишь на картинках, но были о нем наслышаны от старших, окружавших нас православных и набожных. Бог – это старенький добрый дедушка, как изображали его на иконах. Позже мы узнали, что в образе Сына этот старичок окончил свой земной путь в тридцать три года.
Зато врагов Бога, о которых мы слышали, мы также в большом количестве видели с нами рядом в реальной жизни. Ярким представителем вселенского Зла, в нашем детском понимании, была, например, Баба Яга. Приведу два воспоминания.
Мы, несколько ребятишек, дошкольники сидели в квартире одни, во что-то играли. В это время позвонили в дверь. В те годы дети не боялись открывать входную дверь. Отворив, мы увидели на лестнице крючконосую старушку с узелком в руке.
«Здесь живет Герман?» – осведомилась старушка.
Мы по малолетству не разобрали, имя это или фамилия. Германовы были наши соседи по коммунальной квартире. Их не было дома, и мы ответили утвердительно. Старушка отдала нам пакет в узелке, в котором мы, полюбопытствовав, обнаружили ещё теплые котлеты и стеклянную банку с компотом. В желтоватом сиропе плавали шесть черносливин, точно по количеству нас, детишек.
Внешность пожилой женщины нам показалась подозрительной: темный платок, крючковатый нос, редкие зубы. Мы почуяли неладное и предположили, что это к нам пришла Баба Яга, которая принесла отраву Германовым, нашим соседям. Детская фантазия живописала нам ужасные картины. Котлеты мы отложили подальше, а вот на счет черносливин мнения детей разделились. Постепенно в ходе дискуссии мы пришли к выводу, что в каждую ягоду положить яд нереально. Тем более, эти аппетитные плоды в компоте выглядели совершенно целехонькими. И мы эти черносливины съели, надеясь, что добрые Германовы не будут возражать против такого самоуправства маленьких детей ради лакомства.
Спустя некоторое время пришла мама с работы, очень удивилась, что нашим соседям кто-то посторонний принес в подарок пищу, что ещё более утвердило детвору во мнении, что к нам являлась Баба-Яга.
В этот момент вернулась рассерженная женщина и потребовала у матери возвратить котлеты и компот, поскольку выяснилось, что её заболевший родственник по имени Герман проживает в доме №7. Сверток старушке, разумеется, тотчас возвратили в целости, но Баба Яга, внимательно осмотрев свои продукты, зло спросила:
«А где же сливы? В компоте было шесть слив!»

Другое мистическое приключение было на даче.

Примечание.

Должен отметить, что из детских воспоминаний всплывают события, связанные с тремя местами летнего отдыха семьи: Левашово, Медвежий Стан и поселок Лебяжье на берегу Финского залива.

Летом 1930 года наша семья снимала дачу в поселке Левашово под Ленинградом . Как обычно, в нашей детской компании было пять разновозрастных сорванцов. Самым младшим был я, старшим был мой двоюродный брат Юрка Андрющенко. Заводилой же и атаманом был мой брат Евгений, которому к этому времени уже исполнилось 14 лет.
Дневное время мы тратили на рыбную ловлю удочками, походы в лес за ягодами, игру в рюхи – городки. Вечернее время отводилось для рассказов старших младшим. Это были свободные пересказы фантастических историй из книг, ведь мои старшие братья были уже школьниками. Вероятно, под воздействием этих историй-страшилок у нас зародилась идея обследовать старинную и очень красивую дачу, возвышавшуюся на пригорке напротив нашего логова. Сначала было решено вести наблюдение. Первый же разведчик-наблюдатель доложил нашей компании, что на этой даче кто-то прячется. Молочница по утрам приносила в этот дом кринку молока. Эта загадка нас весьма заинтересовала, так как, на первый взгляд, дача казалась пустой. Наблюдение продолжалось.
И вот в один прекрасный день наше любопытство было удовлетворено, да ещё как! Открылось, что в красивом доме живет привидение. Мы не задались вопросом, зачем привидению пить молоко, а, увидев обитателя дачи, просто на мгновение остолбенели.
Надо сказать, что мы были готовы к встрече со всякой нечистью. Против выходцев с того света или лесных чудовищ у нас имелось грозное оружие – рогатка. Эта одна на всех рогатка представляла собой V-образную веточку, к концам которой были привязаны резинки, а между резинками – кожаный лоскуток. В качестве боеприпасов использовались мелкие камушки, которыми были набиты карманы наших коротких штанишек.
Признаюсь, что в первый момент появления привидения мы все растерялись, поскольку это было не обычное привидение, образы которых описаны в детских книжках. Судьба послала нам непобедимого противника, само воплощение мирового Зла! Посудите сами: из отворившейся двери навстречу нам вышло что-то белое. С виду привидение напоминало человека в белых брюках, белой куртке. Длинные светлые волосы и борода этого, возможно, бледного старика были снежно-белыми. Это все мы разглядели чуть позже. В первый же миг нам в глаза бросился страшный атрибут в руках этого привидения – коса.
Сомнений у нас не оставалось – на лучшей в округе даче проводила свой летний отдых сама Смерть! Будучи ребятами не робкого десятка, мы тотчас же вступили в неравный бой с этой нежитью. Атака получалась односторонней. Мы передавали друг другу рогатку и стреляли в Смерть по очереди. Стрелял и я, но по малолетству не мог достаточно сильно растянуть резинки. Мои снаряды не долетали до ужасного неприятеля. Резинка для моих пальцев была туговата.
Бой прекратился неожиданно. Смерть косила траву, и один из наших снарядов попал по металлу приподнятого инструмента. Лезвие косы издало пронзительный звук, который услышали и мы. Тут Смерть поняла, что настал момент для контратаки, оглядевшись по сторонам и заметив ватагу ребятишек, она с косой наперевес бросилась к калитке.
В этот момент нам стало понятно, что к нам бежит не Смерть, а обычный человек, который рассержен и возмущенно кричит. Смерть была страшна, но нематериальна, а мужик этот, в отличие от привидения, вполне мог нам надрать уши. И все мы бросились наутек. Наш недруг был интеллигентный и культурный человек. Мы не услышали от него ни одного ругательства, которые имели хождение в нашем дворе и которые мы уже знали. В лексиконе этого привидения таких слов не было.
Вероятно, этот сосед в поисках своих обидчиков мог бы посетить и нашу соседнюю дачу, но после того, как нас словно бы ветром сдуло, до темноты никто не видел всю нашу компанию поблизости от дома.
Предыдущая глава
Саша Дорковская
Следующая глава
Дом на Смольном

Комментариев нет :

Отправить комментарий